Главная

Миссия

Содержание

Новости

Связи

Авторы

Публикации

О нас

Форум гармонии

Peace from Harmony
Сопротивление расизму: продолжение Валлерстайна

К содержанию

2.18. Сопротивление расизму: продолжение Валлерстайна

В недавней статье И.Валлерстайн поднял проблему сопротивления новому расизму в связи с известным инцидентом - победой на выборах 1999 года Свободной партии Австрии, близкой фашизму и вхождением его лидера И.Хайдера в правительство страны, что повлекло разрыв с ней ЕС[1]. Автор пишет, что Запад после 1945 года ликвидировал расизм в форме нацизма, но "возродил очищенный расизм" превосходства, надменности, неравенства по отношению к хлынувшим на Запад иммигрантам. Вместе с ним "стали возрождаться более или менее расистские партии". Символ расизма - мертвый альбатрос - "висит у нас (у Запада - Л.С.) на шее". "Расизм пан-европейского мира", считающий только себя современной цивилизацией, базируется на своих универсальных ценностях, на капиталистической мировой экономике, на превосходстве среднего класса над низшим классом иммигрантов, на сохраняющемся этническом насилии. Общую причину расизма автор видит в "росте глубокого неравенства" мировой системы, возникшей после 1945 года, возродившей глубинные исторические корни расизма.

Автор высказывает сожаление по поводу разрозненности и слабости социальной науки, неспособной объяснить сущность расизма и противостоять ему не только вовне, но и внутри себя. С его точки зрения, такая социальная наука неспособна оказать какое-либо сопротивление новому расизму, которое требует нового видения мировой системы, ибо прежняя мировая система рушится, хаотически трансформируется. Автор призывает бороться с расизмом в умах и душах людей, искупить вину за него, объединить поиск истины с поиском добра, создать иную мировую систему, которая "выйдет за пределы расизма". Все это он объединяет понятием "сопротивления" расизму[2]. К экономическому, политическому и научному расизму, наверно, надо добавить лингвистический, религиозный и культурный расизм, который также висит на шее человечества мертвым альбатросом.

Если сущность и глубинная причина нового расизма, как и прежнего, кроется в социальном неравенстве, то задача социальной науки, социологии прежде всего, состоит в поиске оснований неравенства и сил, ему противостоящих. Где неравенство, там царят превосходство, нетерпимость, несовместимость, выливающиеся в насилие или дремлющие во взаимном отчуждении народов. Один из глубинных источников террористических атак на США 11 сентября кроется в новом расизме западной культуры и соответствующего менталитета, который красочно обрисовал Валлерстайн. И терроризм, и его глубинные корни есть проявления одного и того же расизма. Если западному плюралистическому менталитету характерен расизм как признание некоего изначального превосходства, то, значит, он недалеко ушел от монизма. Традиционный плюрализм, признавая множественность и многообразие культур, еще не дошел до признания паритета всех культур, религий и языков мира. Монизм - это расизм по определению, так как он провозглашает чье-либо превосходство и утверждает соответствующее господство. Его наиболее кровавые примеры - это тоталитарные режимы фашизма и коммунизма ХХ века, в которых расизм был доведен до крайних, предельно жестких форм. Это "жесткий" расизм. Традиционный плюрализм открещивается от него и ничего подобного в открытую не провозглашает и не утверждает. Однако он, как показал Валлерстайн, имплицитно допускает некий иной, более слабый, расизм, который можно назвать "мягким" или "новым" и который подразумевает "изначальное" превосходство Запада. Но мягкий расизм способен трансформироваться в жесткий, а жесткий, на первых порах, наряжается в мягкие одежды. Именно традиционный, безмерный плюрализм попустительствовал законному приходу к власти жесткого расизма нацистов в Германии 1933 года. Поэтому традиционный плюрализм есть всего лишь переходная ступень к действительному плюрализму, постплюрализму, как признанию ценностного равенства разных культур, религий, языков. В каждой культуре есть свои высшие ценности, а также свои, возмутительные и оскорбительные, а потому неприемлемые для другой культуры, аспекты. Но они не могут служить основанием ни для утверждения превосходства одной над другой (вражда католиков и протестантов, израильтян и арабов и т.д.), ни для "священной войны с нечистыми" одной с другой.

В традиционном плюрализме и социальной науке существует изъян, который не позволяет им противостоять расизму и сопротивляться ему. Этот изъян - отсутствие понимания социального равенства, его глобальных оснований. Не зная оснований равенства, социальная наука и плюралистическое мышление не могут сопротивляться расизму. Но осознание оснований равенства требует глобальной теоретической модели социального мира. Ее монистические разновидности были идеологией неравенства и источником расизма. Только ее плюралистические разновидности могут быть основой понимания и утверждения социального равенства. Но из этих моделей только мерные, постплюралистические, а не традиционно безмерные, могут служить этой функции. Одной из них является ТетраСоциология. Признание в ней социального равенства глобальных сферных классов, их равной социальной необходимости составляет самое мощное сопротивление расизму. ТетраСоциология как "четырехмерный" плюрализм находит в каждой культуре и цивилизации общий знаменатель в виде социально равных сферных классов, создающих свои координаты и константы своего социального пространства-времени. Общий знаменатель сферных классов, само собой разумеется, выступает в очень специфических нарядах в каждой из культур и цивилизаций. На место старого принципа культурного превосходства, исключительности и господства ТетраСоциология ставит принцип равенства и дополнительности всех культур на основе равенства глобальных сферных классов.

Итак, ТетраСоциология переходит от расизма к сопротивлению на основе признания равенства глобальных сферных классов, предлагая следующие направления социокультурного обновления традиционного плюралистического менталитета и социальных наук. Эти направления представлены соответствующими проектами социокультурной технологии гармонии в следующем их перечне.

  1. Сферные классы и группы - источники социального равенства всех людей, народов, наций, культур, цивилизаций, акторы преодоления расизма во всех формах и сопротивления ему, творцы социальной гармонии и процветания.
  2. Общий язык сферных классов и групп - эсперанто, приемлемый и доступный для всех культур, не исключающий, а дополняющий этнические языки. Отказ от английского языка как всемирного есть отказ от лингвистического расизма, а принятие эсперанто как языка международного общения есть сопротивление лингвистическому расизму и инструмент языковой гармонии.
  3. Общая религия сферных классов - плюротеизм, приемлемая и доступная для всех культур, не исключающая, а дополняющая существующие религии, построенная на основе взаимной толерантности и синтеза их исходных начал. Плюротеизм есть сопротивление религиозному расизму и инструмент религиозной гармонии.
  4. Глобальный тип демократии сферных классов - сферная социальная демократия, приемлемая и доступная для всех социальных групп, предполагающая равное представительство четырех сферных классов населения во всех ветвях политической власти. Сферная демократия есть сопротивление политическому и гендерному расизму, инструмент политической гармонии.
  5. Общий тип распределения богатств в рыночных системах - сферный, предполагающий примерное равенство собственности сферных классов, равновесие сферных рынков, исключающее вопиющие, несоразмерные и несправедливые различия между бедными и богатыми. Сферное распределение материальных богатств есть сопротивление экономическому расизму и инструмент экономической гармонии.
  6. Новая форма семьи - тетрагамия (две жены, два мужа), не отменяющая, а дополняющая традиционные формы моно- и полигамного брака. Тетрагамия есть сопротивление семейному расизму во всех видах и инструмент семейной гармонии, семейного гармоничного развития детей.
  7. Новая форма развития личности - тетрагармоничная, приемлемая и доступная для всех культур, не отменяющая, а дополняющая традиционные формы развития личности. Тетрагармоничное развитие личности есть сопротивление ее одностороннему развитию, "расизму одномерности", и инструмент личностной гармонии.
  8. Общий инструмент всестороннего надзора (мониторинга) за всеми видами негативной социальной девиации, прежде всего за терроризмом - сферная статистика и соответствующая информационная технология. Сферная статистика есть сопротивление статистическому, информационному расизму отраслей, а также терроризму, преступности и инструмент информационной гармонии. Социокультурная профилактика терроризма в виде нейтрализации расизма как его источника не исключает адекватных мер военного характера, но надеяться только на них - неэффективно. Теракты 11 сентября показали: вся военная и разведывательная машина США не смогла ни раскрыть, ни предотвратить их. Терроризм и его угроза - самый опасный и наиболее быстрорастущий вызов современности. Это СПИД человечества на почве расизма, требующий незамедлительных и широкомасштабных глобальных действий как социокультурных, так и военных. Он требует прежде всего системного анализа и плюралистической социокультурной технологии антитеррора.

Сопротивление расизму есть сопротивление терроризму, и наоборот. Это сопротивление многомерно, нуждается в адекватно многомерной теории и технологии, варианты которых предлагает ТетраСоциология.

Все 8 аспектов соответствующей социокультурной технологии, названные выше, являются направлениями и средствами многомерного плюралистического сопротивления. Ниже они представлены как социокультурные проекты в форме абстрактов на ХV Всемирный Социологический Конгресс. Поэтому их надо рассматривать не как готовый продукт, а как постановку проблемы для дальнейшей работы.


[1] Валлерстайн И. Альбатрос расизма: социальная наука, Йорг Хайдер и сопротивление // Социологические исследования, 2001, №10, с.36-46

К содержанию



Up
© Website author: Leo Semashko, 2005; © designed by Roman Snitko, 2005