Главная

Миссия

Содержание

Новости

Связи

Авторы

Публикации

О нас

Форум гармонии

Peace from Harmony
Дискуссия с ЮНИСЕФ

К содержанию книги

Дискуссия с ЮНИСЕФ

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)
19 мая 2004

Лео Семашко, доктор философии
и Марта Росс ДеВитт, доктор философии.
Международная Социологическая Ассоциация

Дорогие г-н Семашко и г-жа Росс ДеВитт,

Благодарим Вас за Ваше сообщение Кэрол Беллами, которое было передано мне для ответа. Хотя ЮНИСЕФ поощряет все инициативы, которые могут положительно содействовать правам детей, мы сожалеем сообщить Вам, что мы не способны поддержать ваш проект.

Как Вы знаете, ЮНИСЕФ поддержал Конвенцию по Правам Ребенка от ее начальной стадии составления до почти универсальной ее ратификации. Конвенция изменила работу ЮНИСЕФ и расширила возможности организационного вмешательства. Эти изменения повторно подтверждены в Миссии ЮНИСЕФ 1996 года, которая гласит: "ЮНИСЕФ уполномочен защищать права детей и устанавливать их как долгосрочные принципы и международные стандарты отношения к детям".

В течение прошлого десятилетия, ЮНИСЕФ помогал правительствам в их усилиях по осуществлению принципов и требований Конвенции. Право детей выражать их взгляды и необходимость учитывать их проблемы – есть один из четырех руководящих принципов Конвенции. Этот принцип, наряду с принципами не-дискриминации, наилучшего интереса ребенка и права на выживание и развитие, основаны на понятии, что дети являются субъектами права такой же ценности как взрослые. ЮНИСЕФ полагает, что участие детей в процессе решения является решающим для улучшения и реализации прав детей. В этом контексте, во многих странах, ЮНИСЕФ поощрял действия, нацеленные на реализацию права ребенка выразить его мнение. Например, в Мексике ЮНИСЕФ помогал Федеральному Избирательному Институту Мексики в организации национального опроса детей и подростков. Обзор создал пространство, где дети могли выразить свои мнения по ключевым вопросам, а общество могло ответить на детские беспокойства. В Чили, Эквадоре, Никарагуа и Ямайке, ЮНИСЕФ поддержал инициативы консультаций и выборов детских парламентов, в которых активно участвовали тысячи детей и выражали свои мнения по вопросам, касающимся их стран, школ и семей.

Работа ЮНИСЕФ в этой области направляется Конвенцией по правам ребенка. Таким образом, подчеркивая важность включения родителей и законных опекунов в руководство детьми, Конвенция выражает значимую возможность детей учиться участвовать и формулировать собственные решения в вопросах, которые непосредственно затрагивают их жизнь. Конвенция также подтверждает особый статус детей в отношении их "возраста и зрелости"57 в трудной области вовлечения детей в решения, которые принимаются в их интересах в политическом процессе. Конвенция просит государства обеспечить родителям и законным опекунам возможность постепенной подготовки детей "в соответствии с уровнем развития их способностей"57 к самостоятельному исполнению своих прав. Как показывает Роджер Харт в своей книге о детском участии, "нереалистично ожидать, что дети могут внезапно стать ответственными, участвующими гражданами без предварительного приобретения навыков и обязанностей"57. Именно через многократные опыты прямого демократического участия в институциональном окружении, дети могут постепенно придти к участию в процессах решения.

ЮНИСЕФ получил ценные уроки из своего опыта работы с молодыми людьми. Наиболее важным является тот, что компетентность детей выражать их взгляды не должна быть недооценена. Следовательно, дети сами должны решить, желают ли они участвовать в демократических, политических процессах. Чтобы гарантировать эффективное детское участие в принятии решений, особое внимание должно быть уделено контексту, в котором они участвуют. ЮНИСЕФ полагает, что наиболее важным аспектом (в отношении права ребенка голосовать) является не стратегия гарантировать их участие, а прежде всего гарантия против манипуляции детьми и уверенность, что их рекомендации принимаются во внимание в процессе принятия решений. Дети должны участвовать добровольно, без принуждения. Они имеют право быть полностью информированными о различных параметрах деятельности и контекста, в котором они участвуют (или в котором участвуют взрослые от их имени).

ЮНИСЕФ также полагает, что всем детям нужно дать возможность участвовать в решениях, которые касаются их. Это особенно верно для детей, живущих в ситуациях, которые препятствуют исполнению их прав. Это дети, которые лишены заботы семьи, вовлечены в вооруженный конфликт, осиротели в результате СПИД, дети беженцев и бездомные дети. Важно, чтобы все детские голоса были услышаны и чтобы их слушали.

ЮНИСЕФ благодарит Вас за ваш интерес к участию детей и желает Вам удачи в ваших

усилиях.

Ваша искренне,

Элизабет Гиббонс

Руководитель

Сектор глобальной политики

Отделение политики и планирования

Ответ в ЮНИСЕФ
3 июня 2004

Элизабет Гиббонс

Руководитель

Сектор глобальной политики

Отделение политики и планирования

ЮНИСЕФ

Уважаемая г-жа Элизабет Гиббонс,

Спасибо за Ваш детальный ответ, в котором Вы хорошо иллюстрируете активную деятельность ЮНИСЕФ в области поддержки и реализации Конвенции ООН по правам ребенка. Ваша большая работа в этой области заслуживает одобрения и восхищения. Вы хорошо раскрываете право детей выражать свои взгляды. Вы детально говорите об «участии детей в процессе решения» их проблем, о «возможности детей учиться участвовать и формулировать собственные решения в вопросах, которые непосредственно затрагивают их жизнь», о «постепенной подготовке детей к самостоятельному исполнению своих прав в соответствии с уровнем развития их способностей». Вы верно подчеркиваете, что «компетентность детей выражать их взгляды не должна быть недооценена», что «дети сами должны решить, желают ли они участвовать в демократических политических процессах». Мы согласны с Вами, что «наиболее важным аспектом (в отношении права ребенка голосовать) является … гарантия против манипулирования детьми», что «дети должны участвовать добровольно, без принуждения» и т.д.

Наша идея избирательного права детей, исполняемого родителями и законными опекунами, нисколько не препятствует, а содействует, самостоятельному участию детей в решении их проблем. Но избирательное право детей касается совершенно другого аспекта. Мы исходим из того, что «уровень развития детских способностей», особенно в возрасте до 16-14 лет, абсолютно недостаточен, чтобы компетентно и самостоятельно оценивать конъюнктуру политических процессов на выборах, от которых зависит избрание парламентов всех уровней, от которого, в свою очередь, зависит распределение государственного бюджета в интересах тех или иных групп населения. В этой области дети не могут принимать решения, но от бюджетного финансирования зависит, в первую очередь, обеспечение их ключевых прав. Поэтому наша идея предполагает, что ребенок должен быть наделен правом избирательного голоса, он должен быть включен в избирательный список, НО (обращаем особое внимание на это «но») ИСПОЛНИТЬ это право, т.е. получить избирательный бюллетень ребенка и проголосовать им могут и должны ТОЛЬКО родители и законные опекуны детей.

Нам кажется, эта принципиальная особенность идеи избирательного права детей прошла мимо вашего внимания. Кажется, вы думаете, что эта идея предполагает самостоятельное участие ребенка в выборах, что совершенно не так. Ребенок получает только право, а исполняется оно только его родителями и опекунами. Таков главный смысл и особенность избирательного права детей. Поэтому, его основными субъектами и исполнителями являются не дети, а родители/опекуны. Поэтому избирательное право детей исключает какое-либо «манипулирование детьми», так как голосуют не дети, а родители/опекуны за детей. Поэтому избирательное право детей не исключает и не ограничивает, а содействует и дополняет самостоятельное участие детей старшего возраста в демократических процессах. (В частности, в порядке исключения, оно предусматривает самостоятельное участие в выборах политически зрелых детей старшего возраста.) Но это разные, хотя и взаимосвязанные, аспекты осуществления прав ребенка. Избирательное право детей не противоречит Конвенции, не ограничивает и не нарушает ни одного права ребенка. Напротив, оно дополняет ее тем правом, которое обеспечивает все другие права ребенка. Оно дает для них новую опору, инструмент и свежий воздух надежд. Оно обновляет, укрепляет и объединяет цивилизации мира вокруг своего будущего – детей. Оно обеспечивает приоритетные инвестиции в главный стратегический ресурс всех цивилизаций – в людей, которые начинаются с детства. Тем самым, оно создаст новых людей, которые откроют новые, более эффективные и гуманные, пути решения проблем человечества и народов. Оно, охватывая родителей и детей, составляющих большую часть населения, «построит мир, достойный детей». Оно станет пружиной соответствующего глобального движения, присоединиться к которому призвала «всех членов общества» Специальная Сессия ООН 2002г.

Для чего необходимо подобное избирательное право детей? – Для одной, общей цели – для эффективного выполнения прав ребенка, которого, до сих пор не существует. Избирательное право детей объединяет возможности родителей/опекунов и государства и создает эффективный механизм выполнения прав ребенка, отсутствующий сегодня. Надо признать, и Вы с этим согласитесь, что основная ответственность и обязанность за осуществление прав ребенка может лежать не на детях, а только на родителях и государстве. Эту ключевую ответственность и обязанность родителей и государства выражает только избирательное право детей, исполняемое родителями/опекунами. Кроме избирательного права детей не существует других перспектив эффективного осуществления прав ребенка. Эффективный механизм для них не может быть навязан странам извне, он может быть создан только избирательным правом детей внутри каждой страны, в соответствии с ее традициями и менталитетом, соответствующим национальным законом.

Специальная Сессия ООН 2002 года признала, что Конвенция практически не выполняется, отсутствует эффективный механизм реализации прекрасных прав ребенка, записанных в ней. Она не препятствует ухудшению положения детей в мире. Государства-участники Конвенции нарушают ее основные статьи 3 и 4, где сформулированы важнейшие принципы. Статья 3 требует от правительств уделять «первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка», а статья 4 требует от них осуществлять экономические, социальные и культурные права ребенка в «максимальных рамках имеющихся у них ресурсов» (подчеркивание добавлено). Ни одно государство мира, подчеркнем, ни одно, сегодня не может сказать, что оно уделяет «первоочередное» внимание детям, «наилучшим» образом обеспечивает интересы детей и осуществляет права своих детей в «максимальных рамках имеющихся у них ресурсов». Реальность такова, что права детей обеспечиваются во всех странах минимальными ресурсами по остаточному принципу. Избирательное право детей – это единственное право и механизм, который позволит государствам-участникам соответствовать статьям 3 и 4 Конвенции, позволит им обеспечивать права своих детей и первоочередным, и наилучшим, и максимальным образом.

В связи с этим мы имеем главный вопрос к ЮНИСЕФ. Если избирательное право детей, единственное, обещает эффективное исполнение Конвенции путем приоритетного бюджетного финансирования сферы детей в каждой стране, то, почему ЮНИСЕФ отказывается от его изучения и обсуждения? Лучшим ответом было бы СОГЛАСИЕ ЮНИСЕФ ПОДДЕРЖАТЬ его исследование и обсуждение.

Еще раз спасибо за Ваш обширный ответ, однако, к сожалению, мы не можем признать его удовлетворительным в аспекте анализа, оценки и отношения ЮНИСЕФ к идее избирательного права детей. В ответе анализ и оценка отсутствуют, отношение не раскрывается. Об этой идее, по существу, ничего не говорится в Вашем письме, только сообщается, что «мы не способны поддержать ваш проект». (Кто есть «мы» - лично Вы или Исполнительный Комитет ЮНИСЕФ? Почему «не способны»? На каких основаниях? – Эти и другие вопросы остались без ответа.) В Вашем ответе не указан ни один аргумент, который бы мешал ЮНИСЕФ поддержать наш проект. К сожалению, вы не поняли смысла нашего обращения в ЮНИСЕФ. Мы предлагаем ЮНИСЕФ поддержать сейчас только ИССЛЕДОВАНИЕ отношения населения (родителей в первую очередь) к избирательному праву детей, а не само это право. Чтобы ставить вопрос о признании и поддержке избирательного права детей, сначала надо исследовать отношение к нему, прежде всего, родителей/опекунов как единственных исполнителей этого права. Мы исходим из того, что на первом этапе идея избирательного права требует всестороннего изучения, исследования и широкого научного и общественного обсуждения. Если их результаты окажутся позитивными, только тогда можно ставить вопрос о признании избирательного права детей, о рекомендации соответствующих законодательных инициатив и т.п. Это будет следующий, второй этап. В своем письме в ЮНИСЕФ мы говорили ТОЛЬКО о первом этапе. Сейчас мы просим хотя бы моральной поддержки исследования, если ЮНИСЕФ не имеет финансовых средств для него. Если ЮНИСЕФ действительно «поощряет все инициативы, которые могут положительно содействовать правам ребенка», как Вы пишите, то, что ему мешает поощрить исследование и обсуждение избирательного права детей, которое может эффективно содействовать правам ребенка?

Избирательное право детей, исполняемое родителями/опекунами, является сложным и системным политико-юридическим механизмом с огромным множеством, как позитивных социальных следствий, так и амбивалентных перспектив. Он требует серьезного научного анализа и обсуждения. С этой целью мы предлагаем ЮНИСЕФ организовать в 2005 году небольшую международную конференцию 50-60 экспертов в области прав детей (юристов, политиков, социологов, политических психологов, педагогов и других) для обсуждения идеи избирательного права детей. Эта идея представлена в нашей брошюре (2004, 72 страницы). Мы посылаем ее ЮНИСЕФ, который может откорректировать с нами ее содержание и переиздать ее. Одновременно мы предлагаем ЮНИСЕФ поддержать, хотя бы морально, проведение международного сравнительного социологического исследования отношения родителей/опекунов к избирательному праву детей. Когда ЮНИСЕФ получит результаты этого исследования и мнение экспертов, тогда он сможет обоснованно определить свое отношение к идее избирательного права детей и его перспективе. Таким мы видим конструктивное решение ЮНИСЕФ, которое позволит ему сказать, что ЮНИСЕФ действительно не игнорирует ни одной «инициативы, которая может положительно содействовать правам детей».

Искренне Ваши,

Лев Семашко Марта Девит

К содержанию книги



Up
© Website author: Leo Semashko, 2005; © designed by Roman Snitko, 2005