Питирим Сорокин:
Православное предвосхищение макросоциологической,
сферной «Науки вечного мира»
Идея вечного мира И. Канта возродилась и развивалась Питиримом Сорокиным в буйном революционном разгуле Петрограда 1917 года (https://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=1151), но осталась у него теоретически неразрешимой в узком, «слепом на целое» дисциплинарном мышлении. Его анализ возможности вечного мира остается в узких границах этого мышления, в рамках его «государственного и национального проектов», которые он отвергает и заменяет их правовым, другим дисциплинарным проектом.Его новые и важные социальные меры разоружения, единства, полного равенства всех наций и всех людей в них, их внутренней перестройки и другие остаются частичными мерами, которые не выводят его за границы дисциплинарного мышления. Но и в его пределах он сохраняют центральной методологию «целого-частей» и на ее основе делает масштабный, планетарный шаг к уровню целостного научного видения вечного мира.
В дальнейшем социологическом творчестве, он гениально предвосхитил своей ключевой парадигмой социологического интегрализма тренд конструирования в нем все более обобщающих, интеграционных, стремящихся к целостности теорий структуры и динамики социальной системы, воплотившийся на сферной основе только в нашей «Науке вечного мира» 2025 года (https://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=1120). В своей книге 1917 года, автор, как и Кант, не выходит за пределы права, ограничивая им социальную целостность и общества и научной, сферной макросоциологии. Правовая ограниченность целостной социальной реальности преодолевается и восполняется ее целостными сферами через более век в нашей целостной макросоциологической науке выше.
Однако, сам факт подобного интеллектуального обращения гениального православного мыслителя и социолога в годину войны и революции к «сумасшедшей идее» вечного мира крайне примечателен для российского ученого-патриота, для российской православной духовности, пропитанной духом и тысячелетней практикой исторического вечного мира, которые не способны вытравить никакие революционные и милитаристские разгулы в России. В каких-то ключевых аспектах ситуация повторяется в российских столицах более чем век спустя…
Идея, тем более фундаментальная наука непреодолимой объективной истины вечного мира – самая страшная по своей губительности, искореняющей всех революционеров, милитаристов, расистов, нацистов, террористов и прочих насильников всех мастей для всех них, почему они с ней борются всегда, везде и всеми средствами… Все революционеры и милитаристы всех времен, крайний недостаток и ограниченность своего ума всегда восполняют крайним насилием и кровопролитием. Это особенно характерно, в планетарном масштабе, для западной, в первую очередь европейской цивилизации, навязавшей человечеству за 80 лет после Хиросимы тотальную суицидно-геноцидную ядерную цивилизацию (https://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=1123). Из нее нет выхода, кроме научного вечного мира, вооруженного соответствующим ИИ, как всеобщим, беспартийным технологическим инструментом миролюбия, которого Питирим Сорокин не мог предвидеть в 1917 г.
Питирим Сорокин, в отличие от Канта, ищет решение проблемы вечного мира как общего и кардинального, спасительного для всех выхода из братоубийственного, революционного или милитаристского насилия и кровопролития не в рамках формального правоведения, а на масштабном социологическом пути социального равенства прав всех людей, наций, этносов, закреплённого международным правом. Данный сдвиг в мировоззрении Сорокина позволил ему уже тогда ясно понять, что «всемирное единение народов» возможно только под знаком, и она основе их планетарного вечного мира, тысячелетний исторический и локальный пример которого являют народы православной и многоконфессиональной России. Сдвиг к социологии вечного мира у Сорокина ознаменовал новый исторический шаг на пути теоретического осмысления вечного мира, которое возможно только в масштабе планетарной макросоциологии и, по принципу дополнительности, только на уровне адекватного ей сферного, целостного мышления, «субстанциально нового» (Эйнштейн) по сравнению с дисциплинарным, «слепым на целое» мышлением. Без подобного нового мышления интеграционная, холистская социология вечного мира остается недостаточной, дисциплинарной – крайне узкой по уровню обобщения для планетарного вечного мира человечества во всей его истории.
Аналогичный бинарный сдвиг в теоретическом и верифицированном понимании вечного мира реализован в «Науке вечного мира», созданной в ГГСГ за 20 лет, но начатой в России 50 лет назад (https://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=1138), сжато представленной в ее Букваре 2025 года на двух языках (https://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=1145) и предвосхищенной в России, в 1917 году Питиримом Сорокиным.
Его главный задел этой научной целостной социологии заключается в том, что он точно определил, что в душе российского человека единство российских народов воплощается в вечном мире православного человеколюбия разных наций, провозглашенного всеми его классиками от Александра Невского до Федора Достоевского и Льва Толстого, а не в каком-либо насилии или супер оружии. Они могут найти у него оправдание и понимание только как необходимого средства защиты его вечного мира, не более, не как самоцель, ценность или, тем более, социальный приоритет. Он тысячу лет сохраняется в единстве российского народа за вечным миром альтруистической любви его равных наций и этносов в социальной этике П. Сорокина. Гений Сорокина впервые провозгласил объективную истину нераздельности вечного мира и единства всех народов в 1917 году, прежде всего в православной и многоконфессиональной России, забвение которой угрожает их единству.
Вечный мир – душа и высшая связующая духовность соборного единства почти 200 народов и этносов Российской цивилизации, укорененная тысячелетней православной и многоконфессиональной историей их совместной жизни, чуждой национальной и расовой ненависти/вражды, свойственной западной цивилизации, но не исключавшей в России многочисленных, частичных, экономических и политических смут, бунтов и революций в иной, негуманитарной сферной плоскости. Если умрет душа народов - вечный мир, побежденный войной, насилием и милитаризмом, то умрет и единство народов. Нет души/мира – нет жизни их единства. Убедительный пример – вечная вражда, война и насилие народов Израиля и Палестины, отсутствие вечного духовного мира между которыми исключает какое-либо их единство и сотрудничество в совместной жизни, заполненной ненавистью и стремлением взаимного уничтожения. Это ставит под вопрос их выживание и обрекает их судьбу на вырождение под вечным страхом.
Аналогичный, обыденный пример – единство семьи. Если в ней связующий мир между ее членами подавлен их враждой, ненавистью и насилием, то она с неизбежностью распадается, ее единство исчезает в разрушении, и семья умирает. Это факт всех времен и народов.
Восстановление единства зависит только от той стороны, которая сохраняет сознание ключевой роли вечного мира как его связующей души и стержня, для укрепления которого эта сторона делает все возможное, что в первом приближении для народов сформулировано в «Специальной Резолюции» ИПРА (https://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=1150). Иного пути к единству народов и выживанию человечества, кроме прочного-вечного мира народов в любом масштабе, вплоть до планетарного, не существует. Эта сущностная социальная интенция вечного мира, блестяще предугаданная в гениальной брошюре П. Сорокина 1917 года, поднята на уровень фундаментальной планетарной истины, верифицированной всеми способами в «Науке вечного мира» 2025 года, что делает ее неопровержимой в будущем.
Лев Семашко,
Основатель (2005) и почетный президент ГГСГ, инициатор, соавтор и главный редактор «Науки вечного мира», созданной более чем 700 соавторами ГГСГ из более 50 стран в течение 20 лет (2005-2025) с участием пяти Нобелевских лауреатов и Президента Индии Абдул Калама,
П/страница: https://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=286
05-11-25
--------------------------------
--------------------------------
Из Википедии: (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорокин,_Питирим_Александрович)
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина»
Постановлением Правительства Республики Коми от 12.11.2010 в Сыктывкаре создано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина». Основная задача Центра — изучение и популяризация в республике наследия П. А. Сорокина и других выдающихся деятелей Коми науки и культуры. Центр возглавила доктор исторических наук Э. А. Савельева. С 2013 г. возглавляет кандидат исторических наук О. Ю. Кузиванова. Центр издаёт собрание сочинений Питирима Сорокина, проводит лекции и мероприятия для школьников и студентов по популяризации жизни и творчества Питирима Сорокина и других выдающихся деятелей Коми края, выпускает научный журнал «Наследие», организует конференции и круглые столы[23].
Фонд Питирима Сорокина
В апреле 2011 года в Винчестере (штат Массачусетс, США) образован Фонд Питирима Сорокина. Фонд создан сыном Питирима Сорокина Сергеем и является некоммерческой организацией. Среди основных задач Фонда:
- сохранение и защита международных авторских прав наследия Питирима Сорокина;
- популяризация научного творчества Питирима Сорокина;
- содействие в научных исследованиях в различных областях социологии;
- помощь в проведении благотворительных, научных и образовательных мероприятий в рамках популяризации творчества Питирима Сорокина
Сергей Питиримович Сорокин и Ричард Фрэнсис Хойт образуют Совет директоров Фонда. Исполнительный директор Фонда — Павел Петрович Кротов.
Ссылки. Питирим Сорокин:
·ГБУ РК «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина» г. Сыктывкар.
-----------------------------------
Последняя статья Питирима Сорокина.
«Наследие» № 1 (26) (2025)
В.В. Сапов, Москва
http://rksorokinctr.org/images/nauka/nasledie_26.10.pdf
ПОСЛЕДНЯЯ СТАТЬЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА
Цитирование: Сапов В.В. Последняя статья Питирима Сорокина // Наследие.
2025, № 1(26). – С.157–159.
DOI: https://doi.org/10.31119/hrtg.2025.1.10
Citation: Sapov V.V. Poslednyaya stat’ya Pitirima Sorokina [The last article by
Pitirim Sorokin] // Nasledie [Heritage]. 2025, No. 1 (26). – Pp.157–159.
DOI: https://doi.org/10.31119/hrtg.2025.1.10
Это – последняя статья Питирима Сорокина. Неизвестно даже не только то, успел ли он подержать в руках номер журнала, в котором она была опубликована, но и узнал ли о самом его выходе в свет. Первый номер голландского журнала «Человек и общество» [Mensch en Maatshappij] за 1968 г. вышел в январе, а 11 февраля автор статьи умер. Наверное, не успел… Неслучайно она не учтена ни в одной библиографии П. Сорокина. Так что перед нами – последнее, предсмертное слово великого социолога или, точнее сказать, мыслителя, поскольку в рамки одной только социологии (в узком смысле слова) ему было тесно. По сути дела, для внимательного читателя Сорокина, свободно ориентирующегося в мире его идей, эта статья не содержит почти ничего нового по сравнению с тем, что написано им в «Динамике» и «Кризисе нашего времени», – недаром он чаще всего ссылается в ней именно на эти две книги. Но кое-что новое в ней все-таки есть. Во-первых, сам подход к не новым уже для Сорокина темам. Они показаны сквозь призму восприятия современным человеком самого себя. Ф. Шиллер в одном из своих стихотворений писал:
Но не прошлым красен день цветущий;
Красен цвет, который днесь цветет.
Мы живем! И трижды прав живущий,
Если настоящим он живет.
Сорокин же, вопреки мнению великого поэта, доказывает, что «живущий», т.е. человек ХХ в. по крайней мере «трижды неправ» в своей самооценке: что он якобы самый лучший, самый свободный и самый умный из всех живущих до него людей. Опасность этих трех «иллюзий и самообольщений» современного человека заключается, по Сорокину, в том, что они мешают ему (т.е. этому самому «современному человеку») увидеть и осознать, в какой трагической ситуации он находится. А находится он, в сущности, на краю гибели, и гибель эта тоже имеет троякое обличие.
Во-первых, несомненный научный и технический прогресс (это единственный прогресс, который не вызывает у Сорокина сомнений) позволил создать такие разрушительные силы, что они способны уничтожить не только все человечество, но и все живое на планете, да и саму планету в придачу. И, во-вторых, находятся эти силы (158) в руках у «психов-шизофреников», которые за одно только неполное столетие в двух мировых войнах пролили столько крови и принесли столько страданий, сколько их не пролили и не принесли войны за все предыдущие 25 веков письменно зафиксированной истории европейского человечества. И свободен ли современный «самый свободный» человек, если у него нет времени на чтение стихов, на «прогулки одинокого мечтателя», на то, чтобы встретиться с друзьями, сходить на кладбище к умершим родителям, чтобы поиграть с детьми...
Уж на что забитым был Макар Иванович Девушкин, но и тот регулярно писал письма своей «любезной Варваре Алексеевне», а современный человек, если он, помимо работы и отправлений самых насущных естественных потребностей, не имеет времени буквально ни на что, то спрашивается: он свободный человек или раб? Ответ очевиден. Впрочем, не все так безнадежно. Выручает сформулированный самим же Сорокиным «закон поляризации», согласно которому «современное человечество» не есть нечто монолитное, а состоит из «большинства», которое и характеризует Сорокин в столь мрачных тонах, и «меньшинства», которое, так сказать, «дружно гребет против течения». Вообще окончательный вывод Сорокина (не в этой статье, а во всем его творчестве) звучит на первый взгляд несколько парадоксально: в истории человечества борьба Добра и Зла в конце концов увенчивается все-таки победой Добра, но с самым минимальным перевесом. Оттого так тяжела и трагична эта борьба. Поэтому и пишет он в «Динамике», что исход этой борьбы зависит от каждого из нас. Именно так: не «от всех нас», а «от каждого из нас», потому что каждый из нас может – неведомо даже для самого себя – оказаться той последней, пусть даже и мельчайшей каплей, которая на весах Добра и Зла даст перевес чаше Добра.
Хотелось бы обратить внимание читателя и на последний абзац статьи, где Сорокин, говоря о «противоречивом дуализме души» современного человека, трактует этот дуализм с помощью символических понятий Ахура-Мазды и Аримана (правильнее было бы писать: Ормузд и Ариман или Ахура-Мазда и Ангра-Майнью). В русской литературе эти понятия широко использовал великий поэт и теоретик символизма Вяч. Иванов (особенно в статье «Лик и личины России», 1916). Неизвестно, был ли знаком с его творчеством П. Сорокин, но можно предположить, что хотя бы косвенным образом, через Бердяева, например, кое-что о нем знал. Конечно, тема эта настолько обширна и не изучена, что в краткой заметке коснуться ее можно лишь вскользь и, увы, между прочим. Возможно, это всего лишь совпадение. Но как бы там ни было, само использование этих символических имен-понятий великим поэтом-символистом и великим социологом добавляет еще один аргумент в пользу того, что П. Сорокин – продукт (или лучше сказать – позднее дитя) русского Серебряного века и вне его контекста не может быть понят.
В заключение – несколько слов об источнике публикации. Журнал «Человек и общество» издается в Нидерландах с 1925 г., сначала это был орган национального бюро Нидерландов по антропологии, имевший подзаголовок «журнал социальных наук», с 2001 г. по настоящее время его выпускает «Издательство Амстердамского университета». В 1933 г. П.А. Сорокинопубликовалвнемстатью «Life-Span, Age-Composition, and Mortality of Social Organizations» (Mensch en Maatschappij. 1933,vol. 9, № 1/2, p. 69–85).
------------------------